7. Дмитриев Владимир Яковлевич, Борисова Татьяна Александровна

Особенности применения стандарта ГОСТ Р ИСО для построения систем менеджмента качества образовательных услуг

  • Контактные данные
  • Аннотация
  • Библиография

Дмитриев Владимир Яковлевич

проректор по связям с общественностью Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Борисова Татьяна Александровна

доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат исторических наук

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Данное исследование посвящено проблемам применения стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования» в образовательных организациях.
Цель. Рассмотреть ключевые проблемы, связанные с внедрением и использованием ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях.
Задачи. Определить пути решения обозначенных проблем для повышения эффективности систем менеджмента образовательных организаций и управления качеством образовательных услуг.
Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания (анализ, индукция, дедукция) рассматриваются вопросы, связанные с применением риск-ориентированного подхода в образовательных организациях, идентификацией и классификацией рисков, а также с возможностями интеграции международных и национальных стандартов для повышения эффективности систем менеджмента и качества образовательных услуг.
Результаты. Актуальными проблемами внедрения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях являются отсутствие понимания деления рисков на стратегические и операционные. Классификации рисков, разработанные образовательными организациями, адекватны, однако не позволяют понять причину рисков различных видов. Определение природы рисков, равно как и выбор способов воздействия на них, планирование таковых действий невозможны, без четкого разделения рисков на стратегические и операционные. Классификация и типологизация рисков должна осуществляться в целях их надлежащей адресации на нужный уровень принятия решений (в соответствии с их приоритетностью) и в целях надлежащего закрепления ответственности за риск в соответствии с функциональной компетентностью владельца риска.
Не менее важной проблемой в системах менеджмента качества образовательных организаций является подмена несоответствий рисками или их смешение. Кроме того, отмечается недостаточное использование иных (помимо ГОСТ Р ИСО 90012015) международных и национальных стандартов. При этом интеграция их требований позволила бы прийти и к пониманию оптимальной модели системы менеджмента образовательной организации, и к эффективному управлению рисками образовательных услуг и конкурентоспособностью.
Выводы. Переход систем менеджмента качества образовательных организаций к требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 следует начинать с учетом решения таких проблем, как идентификация рисков и их разделение на стратегические и операционные с последующим определением способов воздействия; разделение рисков и несоответствий в образовательной организации; интеграция требований некоторых международных и национальных стандартов при совершенствовании систем менеджмента качества образовательных организаций с целью повышения их эффективности, а также качества образовательных услуг в целом.

Ключевые слова:системы менеджмента качества образовательных организаций, управление качеством в образовательных организациях, риск-ориентированный подход, риск-менеджмент, стратегические риски, операционные риски, интеграция стандартов ИСО, повышение конкурентоспособности вузов, повышение эффективности систем менеджмента качества

Литература

  1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) Системы менеджмента качества. Требования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124394.
  2. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 (ред. от 30 марта 2017 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819.
  3. Борисова Т. А., Филиппова И. Г. Системы менеджмента качества вузов и их встраивание в образовательный процесс // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: Сб. ст. IX Междунар. научно-практич. конф.: В 3 ч. Ч. 3. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. 236 с.
  4. Опфер Е. А. Риск-менеджмент в управлении качеством образования в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 84–91.
  5. Варжапетян А. Г., Маркелова Н. В. Управление рисками образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2013. № 1 (41). С. 108–111.
  6. Мышление, основанное на риск-менеджменте в ISO 9001-2015 // Единый стандарт: центр сертификации и лицензирования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1cert.ru/stati/myshlenie-osnovannoe-na-risk-menedzhmente-v-iso-9001-2015.
  7. Глоссарий терминов и определений (GlossaryTermsandDefinitions): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://itsmforum.ru/ZAM-test/ITILV3_Glossary_Russian_v092_2009.pdf.
  8. Пилявский В. П., Дмитриев В. Я., Климин А. И. Роль образовательных услуг в формировании интеллектуального капитала // Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 15–22.
  9. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200089640.
  10. ГОСТ Р ИСО 10014-2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200068728.
  11. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082555.
  12. ГОСТ Р ИСО 20121-2014 Системы менеджмента устойчивого развития. Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200113801.
  13. ГОСТ Р ИСО 22301-2014 Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200113802.
  14. ГОСТ Р 54876-2011 Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200090040.
  15. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200089640.
  16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200090083.
  17. ГОСТ Р 51901.22-2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200100075.
  18. ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200088035.
  19. Иванова Г. Н., Кузьмина С. Н. Оценка эффективности использования стандартизации для социально-экономических систем // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 3 (48). C. 104–119.