8. Вертакова Юлия Владимировна, Плотников Владимир Александрович

Трансформация роли университетов в обеспечении социально-экономического развития

  • Контактные данные
  • Аннотация
  • Библиография

Вертакова Юлия Владимировна

заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г. Курск), доктор экономических наук, профессор

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94

Плотников Владимир Александрович

профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Исследование направлено на изучение изменений, происходящих в современных социально-экономических системах, и выявление роли университетов как драйверов прогрессивного развития.
Цель и задачи. Провести оценку и сравнение подходов к описанию структуры и динамики социально-экономического развития России и других стран мира, выявить роль университетов в его стимулировании и поддержании, на основе чего предложить меры по повышению эффективности функционирования российских университетов путем проведения специальных структурных мероприятий и совершенствования управления ими.
Методология. В работе с помощью общих методов научного познания, сравнительного, статистического и исторического анализа выявлены проблемы современного социально-экономического развития, на основе структурного анализа описаны системные свойства университетов как потенциальных драйверов развития, на основе анализа эмпирических данных обоснована необходимость структуризации (в направлении иерархизации) системы высшего образования страны и описаны основные направления преобразования университетов.
Результаты. Выявлены черты «новой нормальности» как комплексной системной характеристики современной экономики. На основе критического анализа предложен подход к развитию, основанный на «новом будущем». Показана роль университетов, как научно-образовательных и культурных центров, в формировании модели «нового будущего». Выявлена тенденция усложнения структуры системы высшего образования России, которой дана положительная оценка. Предложены направления совершенствования управления университетами с позиций стимулирования и поддержки прогрессивного социально-экономического развития.
Выводы. И мир, и Россия сегодня находятся в точке бифуркации. От «новой нормальности» следует перейти к «новому будущему». Ключевую роль в переходе к подобной модели эффективного роста могут сыграть университеты. Для этого следует изменить их собственную организацию и подходы к управлению ими, как на макро- (система образования), так и на микроуровне (система управления университетом).

Ключевые слова: университет, социально-экономическое развитие, экономический рост, благосостояние населения, новая нормальность, новое будущее

Литература

  1. Рязанов В. Т. Неустойчивый экономический рост как «новая нормальность»? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 4. С. 3–34.
  2. Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 8. С. 5–25.
  3. Громыко А. А. «Новая нормальность» или новое «большое соглашение»? // Современная Европа. 2015. № 2 (62). С. 5–8.
  4. Тетерятников К. С. Новая нормальность в мировой и российской экономике // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. № 4. С. 36–43.
  5. Брагина Е. А. Новая нормальность // Мировое и национальное хозяйство. 2012. № 4 (23): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirec.ru/2012-04/novaa-normalnost.
  6. Вертакова Ю. В. Обзор экономических подходов и моделей для прогнозирования ВВП // Экономика и управление. 2016. № 2 (124). С. 22–29.
  7. Попов А. И. Неоиндустриализация российской экономики как условие устойчивого развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 7–12.
  8. Плотников В. А. Глобальные проблемы социально-экономического развития и нейтрализации рисков экономической безопасности периода экономического кризиса // Экономика и управление. 2009. № 3/6. Спец. вып. (44). С. 12–16.
  9. Положенцева Ю. С., Клевцова М. Г. Оценка социально-экономической поляризации территорий региона: метод максимального элемента // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 4 (49). С. 21–26.
  10. Бодрунов С. Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка. М.: Культурная революция, 2016. 352 с.
  11. Милов А. В., Тимохин В. Н., Черноус Г. А. Экономическая кибернетика. Донецк: Донецкий нац. ун-т, 2004. 105 с.
  12. Курбанов А. Х., Наружный В. Е., Плотников В. А. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа: специфика и особенности реализации // Управленческое консультирование. 2015. № 10 (82). С. 101–109.
  13. Лебедева М. Е., Васильев С. А., Ухова А. А. Создание многоуровневой банковской системы в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 7–12.
  14. Вертакова Ю. В., Ларина О. Г. Роль университета в социально-экономическом развитии региона (на примере Юго-Западного государственного университета и Курской области) // Экономика и управление. 2017. № 5 (139). С. 56–66.
  15. Исмагилова Л. А., Гилева Т. А., Галимова М. П. Организационно-экономические аспекты формирования центров технологических компетенций // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 5 (180). С. 125–132.
  16. Гительман Л. Д., Кожевников М. В. Университетские центры компетенций // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6 (82). С. 26–31.
  17. Дмитриева М. Н. Методы внутриструктурного управления Центрами компетенций организаций медицинского профиля // Науковедение. 2014.
  18. № 6 (25): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/41EVN614.pdf.