10. Ширинов Адиль Шамиль оглы

Формирование современного цикла стратегического управления и его оценочных показателей

  • Контактные данные
  • Аннотация
  • Библиография

Ширинов Адиль Шамиль оглы

генеральный директор ООО «СОЛЛЕРС-КАМА»

423600, Республика Татарстан, г. Елабуга, промплощадка «АЛАБУГА», ул. 1.5, корп. 601

Настоящее исследование направлено на изучение цикла стратегического управления с учетом положений альтернативных школ менеджмента.
Цель. Проанализировать содержание цикла стратегического управления и входящих в его состав элементов — стратегического анализа, стратегического выбора и этапа реализации стратегий с учетом миссии и цели организации, взаимосвязи между стратегиями разного уровня, а также с учетом необходимости создания конкурентоспособной организационной структуры в условиях турбулентности внешней среды.
Задачи. Обосновать необходимость применения инструментов стратегического управления предприятиями реального сектора российской экономики в условиях растущей неопределенности внешней среды, проанализировать оценочные показатели стратегического и оперативного контроллинга, выявить недостатки систем менеджмента, основанных на финансовых показателях, и обосновать необходимость внедрения сбалансированных систем управления.
Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрен процесс проектирования стратегии развития предприятия с учетом взаимосвязи между стратегиями разного уровня (корпоративных стратегий, международных стратегий, стратегий бизнеса), выявлены этапы эволюции финансовых показателей деятельности предприятия, сформулированы преимущества сбалансированных систем управления.
Результаты. Анализ альтернативных школ стратегического менеджмента позволил в составе цикла стратегического управления выявить его ключевые составляющие. Исследование традиционных систем стратегического управления позволило в качестве одного из существенных факторов их недостаточной эффективности в условиях неопределенности внешней среды выделить применение ими преимущественно финансовых показателей, что обусловило наличие разрыва между стратегическим и тактическим управлением.
Выводы. Выявленные преимущества и недостатки отдельных финансовых показателей (рентабельность активов (ROA — return on assets), возврат на инвестиции (ROI — return on investment), рентабельность задействованного капитала, или прибыль на задействованный капитал (ROCE — return on capital employed), рентабельность продукции (CRR — cost to revenue rate) и др.) позволили обосновать вывод о необходимости применения системы сбалансированных показателей и ее адаптации к особенностям функционирования отдельного субъекта хозяйствования в условиях современной российской экономики.

Ключевые слова: цикл стратегического управления и его элементы, стратегический анализ, стратегический выбор, оценочные показатели стратегического и оперативного контроллинга, модель Дюпона, экономическая добавленная стоимость, показатель возврата на инвестиции, система сбалансированных показателей

Литература

  1. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика: учеб. пособие. M.: Аспект Пресс, 2002. 415 с.
  2. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 1998. 296 с.
  3. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 512 с.
  4. Идрисов А. От разрозненных элементов к полноценной корпорации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/articles/management/5.htm.
  5. Коробков А. Б. The Balanced Scorecard — новые возможности для эффективного управления // Экономические стратегии. 2001. Т. 3, № 3 (11). С. 50–59.
  6. Терешенков А. С. Управление промышленным предприятием на основе сбалансированной системы показателей: дисс. ... канд. экон. наук. Н. Новгород, 2008. 138 с.
  7. Шевченко С. Ю., Иванов А. А. Системы оценочных показателей стратегического и оперативного контроллинга // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 3 (53). С. 25–32.
  8. Ибрагимов Р. Г. Управление по стоимости как система менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6. C. 64–72.
  9. ReturnonInvestment (Возврат инвестиции) (ROI): [Электронный ресурс]. URL: https://www.12manage.com/methods_roi_ru.html.
  10. Bragg S. M. Business Ratios and Formulas: A Comprehensive Guide. 2nd Ed. N. Y.: John Wiley&Sons, Inc., 2007. 387 p.
  11. Попов Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия // Управление компанией. 2003. № 2. С. 66–76.
  12. Волков Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. 2-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента; ИД СпбГУ, 2008. 320 с.
  13. Янгель Д. Модель EVA: ориентация на стоимость // Консультант. 2005. № 23. С. 54–57.
  14. Леденев Е. Е. BSC и EVA — конкуренты или союзники: [Электронный ресурс]. URL: http://balans.ru/ru/library/2/article_41.html.