10. Долженко Денис Евгеньевич

Стандарт межрегиональных туристских проектов как основа нормативно-методического обеспечения территориального взаимодействия субъектов РФ

  • Контактные данные
  • Аннотация
  • Библиография

Долженко Денис Евгеньевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию нормативно-методического обеспечения процесса создания и реализации межрегиональных проектов в сфере туризма и рекреации.
Цель. Предложить качественно новый, научно обоснованный подход к формированию методического обеспечения межрегиональных туристских проектов для достижения максимальной эффективности функционирования единого туристского рынка РФ.
Задачи. Определить ключевые структурные компоненты предлагаемого к внедрению стандарта межрегионального туристского проекта, дать общую характеристику паспорта межрегионального туристского проекта.
Методология. В настоящей работе с помощью таких методов научного исследования, как институциональный, структурный анализ, моделирование, рассмотрены тенденции межтерриториального сотрудничества в сфере туризма и рекреации, выявлены особенности, характеризующие ключевые характеристики нормативно-правового обеспечения процесса реализации любого межрегионального туристского проекта.
Результаты. Автором предложены и подробно аргументированы ключевые структурные компоненты стандарта межрегионального туристского проекта, к числу которых можно отнести: область применения стандарта, классификационные особенности межрегиональных туристских проектов, общие требования к организационно-правовым формам, требования к качеству предоставляемых услуг, порядок и источники финансирования, требования к обязательный статистической отчетности, требования к формированию критериев оценки эффективности проектов и др. Доказано, что принципиальным различием между структурным содержанием паспорта межрегиональных туристских проектов и существующими паспортами субъектов РФ, муниципальных округов, а также отдельных туристских дестинаций, является то, что основное внимание в последних сконцентрировано на вопросах предоставления текущих данных о туристских достопримечательностях и объектах соответствующей инфраструктуры. Предлагаемый к внедрению паспорт межрегиональных проектов содержит не только информацию, характеризующую непосредственно условия конкретного проекта, но и аналитические и прогнозные данные, с помощью которых можно принимать грамотные и взвешенные управленческие решения со стороны государственных органов управления.
Выводы. По итогам проведенного анализа правовой документации, регламентирующей рассмотренные процессы, автор приходит к выводу о необходимости разработки и внедрения федерального стандарта межрегионального туристского проекта — нормативного документа, устанавливающего целостный комплекс норм, правил, требований к межрегиональной проектной деятельности в сфере туризма и рекреации. Основная цель стандарта — унификация процесса создания, функционирования и регулирования развития межрегиональных туристских проектов в РФ.

Ключевые слова:межрегиональные туристские проекты, управление туристскими дестинациями, стандартизация туристской деятельности, нормативное обеспечение ведения туристского бизнеса, государственное регулирование сферы туризма

Литература

  1. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2017 г. № 2800-р: [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-14122017-n-2800-r-ob-utverzhdenii/.
  2. Петров А. Н. Современная модель стратегического менеджмента // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-1 (103). С. 12–20.
  3. Карпова Г. А., Хорева Л. В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 2. С. 66–71.
  4. ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» / утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. № 1542-ст: [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200114767.
  5. ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» / утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. № 228-ст, межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.): [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200110997.
  6. Двас Г. В. Формирование региональных программ развития цифровой экономики // Управление экономическими системами. 2017. № 12 (106). С. 41.
  7. Харламова А. А. Возникновение новых угроз экономической безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 1 (31). С. 36–39.
  8. Назаров П. В., Борзых Л. А. Разработка комплекса управленческих процедур по обеспечению экономической безопасности в социальной сфере региона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 4 (30). С. 25–29.