8. Вертакова Юлия Владимировна

Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики*

  • Контактные данные
  • Аннотация
  • Библиография

Вертакова Юлия Владимировна

заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г. Курск), доктор экономических наук, профессор

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94

В условиях перехода к новому технологическому укладу актуализируется развитие цифровой экономики. Цифровизация затронула политическую, экономическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности общества. Образование — одна из тех отраслей, функционирование которых трансформирует структуру экономики в пользу наукоемких отраслей. В статье рассмотрены изменения системы высшего образования в Российской Федерации, связанные с цифровизацией.
Цель. Обосновать роль университетов в процессах трансформации системы высшего образования в Российской Федерации, обусловленных цифровизацией, проанализировать реализацию приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инновации», смоделировать необходимые трансформации, которые должны происходить в вузах, чтобы упреждающе удовлетворить меняющиеся потребности рынка труда при формировании цифровой экономики.
Задачи. Для достижения поставленной цели обоснованы стратегические векторы развития университетов, необходимые, чтобы стать интеллектуально- технологическим, научно-инновационным и культурно-образовательным ядром региональной социально-экономической системы, а также центром творческого и спортивного развития молодежи региона за счет формирования механизмов социально-ориентированного и ценностно сбалансированного развития личности обучаемых и населения региона в целом.
Методология. В проведенном исследовании с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа выявлены основные направления трансформаций университетов в условиях цифровизации экономики. Практические рекомендации приведены на примере создания на базе Юго- Западного государственного университета университетских центров инновационного, технологического и социального развития Курской области.
Результаты. В результате исследования доказано, что реализация проектов трансформации университетов в университетские центры инновационного, технологического, социального развития позволит им стать интеллектуально-технологическим, научно-инновационным и культурно-образовательным ядром региональной социально-экономической системы; обеспечить на проектной основе развитие научно-образовательных возможностей университета и осуществить скачок в осуществлении научных и инновационно-технологических разработок, в том числе связанных с цифровизацией; сформировать на базе ресурсов университета региональные инновационные и научно-технологические экосистемы; обеспечить условия для развития технологического, инновационного и социального предпринимательства, стартап-акселераторов; готовить более востребованных специалистов с условием новых требований цифровой экономики.
Выводы. В проведенном исследовании была обоснована необходимость реализации проекта трансформации Юго-Западного государственного университета в университетский центр инновационного, технологического, социального развития, выявлены основные направления трансформаций университетов в условиях цифровизации экономики.

Ключевые слова: университет, трансформация, цифровизация, система высшего образования, развитие региона

Для цитирования: Вертакова Ю. В. Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 54–64.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований по проекту № 18-010-01119 «Управление цифровой трансформацией инновационно-промышленного кластера как системообразующего элемента отраслевой цифровой платформы: методология, инструментарий, практика».

Литература

  1. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
  2. Акаев А. А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления нновационным процессом // Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие / ред. Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. М.: ЛИБРОКОМ/ URSS, 2010. С. 230–258.
  3. Здольникова С. В., Бабкин А. В. Проблемы и особенности оценки инновационного потенциала промышленности в условиях цифровой экономики // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы: труды науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2018. С. 123–134.
  4. Комаров В. В. Российские университеты в динамике международных рейтингов // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2013. № 15 (20). С. 9–13.
  5. Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю. Стратегическое позиционирование и конкурентоспособность вуза // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 2. С. 104–111.
  6. Галенко В. П., Табелова О. П. Конкурентоспособность и устойчивое развитие университетской бизнес- школы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 5 (101). С. 60–69.
  7. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Трансформация роли университетов в обеспечении социально-экономического развития // Экономика и управление. 2017. № 6 (140). С. 55–62.
  8. Бодрунов С. Д. Интеграция производства, науки и образования как основа реиндустриализации российской экономики // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 7–22.
  9. Плотников В. А. Механизмы частно-государственного партнерства в организации дополнительного профессионального образования // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 3 (38). С. 5–10.
  10. Максимцев И. А., Карлик А. Е., Рохчин В. Е. Государственное регулирование экономического развития в пределах федеральных округов в научных исследованиях Санкт-Петербургского государственного экономического университета // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 7–17.
  11. Ершова И. Г., Вертакова Ю. В. Стратегическая взаимосвязь развития экономики и качества образования // Научные ведомости БелГУ. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84). Вып. 15/1. С. 56–63.
  12. Безрукова Т. Л., Кириллова С. С. Методический подход к оценке интегрированных структур науки, образования и производства // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 4. С. 146–155.
  13. Логинова А. В., Алгазинов Э. К., Гаршина В. В., Сычев А. В., Десятирикова Е. Н., Смольянинов А. В. Партнерство работодателей и вуза при подготовке IT-специалистов // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2017. Т. 1. С. 96–99.
  14. Развитие системы государственного и муниципального управления в условиях реформирования государственного сектора / под ред. А. В. Полянина. Орёл: Среднерус. ин-т управления — филиал РАНХиГС, 2017. 227 с.
  15. Фирова И. П. Взаимодействие рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения на позиционно-субъектном и организационном уровнях // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2007. № 4. С. 170–178.
  16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 03.06.2018).
  17. Вертакова Ю. В., Ларина О. Г. Роль университета в социально-экономическом развитии региона (на примере Юго-Западного государственного университета и Курской области) // Экономика и управление. 2017. № 5 (139). С. 56–66.
  18. Авдеева И. Л., Головина Т. А., Парахина Л. В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт // Вопросы управления. 2017. № 6 (30). С. 50–56.
  19. Емельянов С. Г., Червяков Л. М., Вертакова Ю. В. Концептуальная модель управления многоуровневой образовательной системой Юго-Западного государственногоуниверситета при подготовке кадров для машиностроительного кластера // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2013. № 4 (22). С. 6–13.
  20. Емельянов С. Г., Вертакова Ю. В., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И., Плотников В. А. [и др.]. Государственно-частное партнерство в образовательной сфере: учеб. пособие. СПб.: Лема, 2012. 200 с.